October 12th, 2008

ind

высшее образование и плата за него

Зашел у нам тут недавно разговор с бывшими одноклассниками из физ-мат школы про то, насколько нам были нужны или не нужны в реальной жизни знания, полученные в стенах альма матер.
После окончания этой школы и ВМК Казанского Универа у меня было ощущение, что процентов 90 из всех преподанных нам курсов (в основном разнообразной математики и алгебры) было напрасной тратой времени. Математический склад ума был привит, это да. Но мне потом реально оказались нужны только курсы по программированию и английский язык.
Короче, не сказать, чтоб я была сильно рада этому факту в свое время.

Но счастья нет и поныне, и на других берегах.
Недавно я плотно пообщалась тут с одним молодым выпускником, который начал учиться в школе еще в Питере, а закончил в Канаде. Этот парень получил прекрасное высшее образование, и сказал, что практически ничего из того, что он долбил пять лет в престижнейшем техническом ВУЗЕ по специальности аналитика по финансовым рискам и прогнозированию (с большим количеством всякой математики) ему не пригодилось (устроился по специальности на хорошую работу). Нужного было, может, процентов 5-10.
По его словам, высшее образование дало ему лишь способность к системному мышлению и общий навык усваивать и перерабатывать гору информации. Но всякие детальные курсы по дифференциальным уравнениям идут лесом.
Такое ощущение, говорит, что получение высшего образования со сдачей всех этих экзаменов - это неизбежное и бессмысленное зло (которого требует социум и государство) - плата кровью потом и слезами (молодыми
годами, нервами, деньгами) за возможность получить хорошую работу.
Кстати, с учетом взятых денежных кредитов к моменту выпуска человек имеет примерно 45 тысяч долларов долгу, которые потом должен выплачивать банкам со своей зарплаты много лет. Еще и учиться в хорошем универе весьма тяжело из-за высоких требований и горы самостоятельной работы.
Хотя некоторый позитив тоже прозвучал из его уст: универ дал возможность нарастить огромное количество связей в своей профессиональной среде, плюс опыт работы, плюс интересные факультативы по выбору.
В Канаде ВУЗы работают по следующей схеме: три триместра (сентябрь-конец декабря; январь - конец апреля; май - конец августа.) По желанию студент может учиться подряд весь год, тогда он набирает нужное
количество сданных зачетов и экзаменов (т.н. кредитов) быстро за 4 года, либо он берет 2 триместра и лето отдыхает учась все пять лет, либо 2 триместра, плюс один триместр - это работа по специальности на
практике (должен найти себе место за деньги и вкалывать по профилю, что учитывается как плюс и дает опыт работы на реальную фирму и связи с полезными людьми). Лучше идти по третьему пути, ибо с уже имеющимся опытом работы выпускник имеет все шансы быстро найти постоянное и хорошее место. Без опыта - ты мало кому нужен, и вобще все намного сложнее.
Защиты диплома нет. Как только человек набрал свою.дозу кредитов по специальности, он получает диплом. Учиться можно неограниченное количество лет, хоть до старости.
Еще прикол: из шести предметов, преподаваемых во время триместра - четыре - обязательных, типа всяких точных наук, а два - на выбор, какие хочешь. Список огромен и очень увлекателен. Например, можно выбрать психологию конфликтов, мексиканский язык или историю джаз-музыки, если тебе интересно.
Кстати, свободный выбор предметов практикуется не только в ВУЗах, но и в канадских школах, начиная со старших классов. Тут, как и в Америке, нет жесткой фиксации состава класса. На каждый предмет в класс приходят только те ученики, которые в данном триместре его берут. На математике - один состав, не литературе - ты уже в составе группы других людей своего уровня обучения. Кто-то вообще философию в гробу видел, а зато ходит на уроки по любимому мульти-медийному искусству.

В заключение хочу процитировать своего одноклассника же, который через много лет после окончания школы рассказывал, как его сын спросил:
<<Папа, а вот скажи мне, только честно: то, что ты был отличником, помогло тебе в жизни стать счастливым?>> И я ответил ему: <<Нет, сынок, это ни в коей мере не помогло мне стать счастливым.>>

Так что конец моей оды изящно закольцовывается с ее началом.
Может <<надо что-то поправить в консерватории>>?

Расскажите про свой опыт плиз, мне интересно.