Irina T. (irater) wrote,
Irina T.
irater

Category:

текст про Кортео.

Ирина Терентьева


«Кортео»: цирк в поисках смысла жизни

Канадский Цирк дю Солей, основанный в 1984 году, - один их крупнейших ныне цирковых организмов в мире (почти 3000 сотрудников из 40 стран), - продолжает бурно развиваться. Сейчас под эгидой этой фирменной марки одновременно работает одинадцать разных шоу – шесть путешествуют по странам и континентам, а пять имеют стационарные площадки (четыре из них – в Лас Вегасе, один – в Орландо).
Премьера «Кортео», новой постановки этого цирка, состоялась в Монреале 21 апреля этого года. По традиции шоу сначала смотрят жители родной провинции Квебек, затем в Торонто (у нас с 4 августа по 11 сентября в шапито на Ontario Place), а потом труппа отправляется в долгое турне по миру.
Создатели Цирка дю Солей всегда стремились к новаторству. В свое время революционным был сам принцип соединения жанров цирка, мюзикла и театрального действия, при полном отказе от использования дрессированных животных. В духе таких экстравагантных зрелищ сделаны развеселое «Салтимбанко», изысканная «Алегрия», волшебный «Мистэр», авангардная «Ля Нуба», парадоксальный «Кидам». В 1998 году в Лас Вегасе построили специальный зал для водного представления «О», которое до сих пор имеет фурорный успех. Там сценическая площадка в мгновение ока превращается то в бассейн, куда акробаты ныряют из под купола цирка, то, в ровную площадку, где, например, пианист исполняет увертюру на хрустальном рояле, постепенно и без всплеска исчезая под водной гладью.
Чтобы цирковые постановки, дислоцирующиеся в Лас-Вегасе не конкурировали, а дополняли друг друга, очередное шоу («Зуманити») было задумано, как провокационно-эротическое зрелище только для взрослых. Последовавшее за ним представление «Ка» - это приключенческая сага в восточном духе для семейного просмотра. Причем, сложнейшая сцена сконструирована так, что артисты демонстрируют чудеса преодоления земного тяготения: прыгают по столбам, выныривающим снизу, бегают по стенам, сражаются на площадке, которая свободно поворачивается на мощном рычаге в разных плоскостях – такого нет больше ни в одном цирке мира. Понятно, что зрительные места отнюдь не пустуют, несмотря на высокие цены на билеты.

Финансовые возможности позволяют создавать технически новые цирковые номера, что всегда интересно. Например, в постановке «Кортео» (кстати, это слово в переводе с итальянского означает «процессия») сцена сделана в виде длинного помоста, делящего зал шапито пополам, а зрители сидят по обеим сторонам, лицом друг к другу, так что действие разворачивается последовательно от одного края к другому. Поверху, под куполом, спрятаны рельсы для летающих на лонжах персонажей, и многоярусное действие происходит на всем пространстве между «небом и землей».
Занавес двойной, но полупрозрачный, с изображениями персонажей традиционного цирка XIX века.
Само действие постановки разворачивается вокруг идеи старого итальянского клоуна устроить себе пышные похороны (или ему все это снится?) Главный герой, которого очень органично исполняет Мауро Моццани (Италия), возлежит на пышной кровати, окруженной друзьями, родственниками, возлюбленными и врагами, пришедшими проводить его в последний путь. «Мертвый» клоун постоянно пытается режиссировать течение траурной церемонии, потому что все эти циркачи: пьеро и арлекины, лилипуты и гиганты, дрессировщик с хлыстом и девы в развевающихся одеяниях, постоянно сбиваются на выяснения собственных отношений, кривляния-скакания и пляски. Даже ангелы, парящие над ним в небесах, и те дурачатся, обучая клоуна летать на новообретенных крылышках.
Дух «Кортео» витает среди канделябров, кринолинов, котелков и цилиндров. Тут нет, как в других шоу Цирка дю Солей, яркого фантастического грима и неземных костюмов будто из будущего, - все персонажи вполне «человекообразны». Упор сделан на актерскую выразительность и игру характеров, что заставляет вспомнить про старый добрый мир «Детей Райка», клоунов Федерико Феллини, героев Шерлока Холмса и Диккенса.
На мой взгляд, это и есть самое удачное в новой постановке: сочетание атмосферы того архаичного времени и новейшие технические и трюковые эффекты, как например, в номере, где понизу во всю длинну сцены растянута батутная дорожка, на которой акробаты крутят сальто-мортале, а сверху – на опорных столбах стоят ловиторы, которые как бы жонглируют этими акробатами уже буквально под куполом цирка.
Надо отметить удачный принцип параллельного действия, происходящего на сцене на протяжении всего шоу. У каждого номера, кроме основного действия с главными исполнителями есть множество «подкладок». То сверху ангелы занимаются беззвучными разборками полетов, то снизу пробежит вереница пустых башмаков и сапогов. То на роковых исполнительниц танго вдруг начнут градом валиться куриные тушки. То грозного дрессировщика с хлыстом, выбежавшего усмирять компанию озорников, ловко спровоцируют на сольную арию художественного свиста, редкой виртуозности. А под куполом, над головами – по проволоке, но вверх ногами, как антипод, - вдруг пройдет блистающий белый клоун, торжественно неся перед собой канделябр – горящими свечками вниз.
Один из самых обаятельных персонажей этого шоу – акробатка Валентина, женщина росточком с куклу. Она ловко подвешена к пучку больших прозрачных шаров, напоминающих мыльные пузыри, и парит почти невесомо, рассылая вокруг воздушные поцелуи. Старый клоун выносит ее на вытянутой руке, под чарующую музыку, чтобы потанцевать. Он слегка подбрасывает партнершу вверх, и она ускользает, отправляясь в дрейфующий полет над рядами зала. Пока клоун бегает вдоль берега и безуспешно требует вернуть ему его сокровище, зрители подставляют ладони порхающей фее, а она машет им платочком, и поет, и смется...
Лилипуты Валентина Пайлеванян (Украина) и ее муж Григорий Пайлеванян (Армения) – украшение спектакля. Кроме показа акробатического этюда и многочисленных эпизодических выходов, они солируют в центровом номере второго отделения. На сцене появляется мини-балаганчик с красным бархатным занавесом, гримерками, райком и буйными исполнителями интермедии про Ромео и Джульетту. Динамичный фарс, с погонями, страстями и драками, заканчивается разваливанием всего балаганчика. Совершенно органично воспринимается то, что каждый из персонажей на сцене изъясняется на своем родном языке, и в эта мешанина итальянского, английского, русского (с неподражаемым одесским акцентом в устах Валентины) создает дополнительный комический эффект.
Этот номер – изюминка всего шоу.
Между прочим, в «Кортео» принимает участие много украинцев, они составляют самый большой процент состава интернациональной труппы (9 из 43 артистов).
В течение двух полновесных отделений зрители увидят технически сложнейшие номера (акробатика, жонгляж, батут, баланс и прочее). Много-фигурное жонглирование вызывает подозрение в том, что исполнители владеют левитацией предметов и остановкой времени. Девушка-марионетка на ниточках – совершенно без костей. А у десятка акробатов, одновременно скачущих на двух кроватях-батутах с высокими спинками, - космонавтские вестибюлярные аппарты и начисто отсутствует чувство самосохранения.
После окончания спектакля вам будет трудно упомнить все, что вы видели - как это бывает в прекрасном сне. И потом так тянет заглянуть за акулисы, и прийти еще и еще раз, чтобы хорошенько разглядеть и насладиться...
Для тех, кто в прошлом году видел шоу Цирка дю Солей «Алегрия» - это отличная возможность получить дополнительное удовольствие. Одна моя знакомая, поклонница Цирка дю Солей, посмотревшая пять его разных шоу, сказала, что «Кортео» ей понравилось больше всех.
Музыка (композиторы Филипп Ледюк и Мария Бонзаниго) наверняка придется по душе не только почитателям фирменного музыкального сопровождения всех шоу этого цирка. Как всегда, музыканты и певцы принимают самое активное и непосредственное участие в спектакле.
Постановщик светового оформления (Мартин Лабрек) сумел создать на сцене визуальный эффект «старинной фотографии» и «волшебного фонаря», вовремя высвечивающего каждого действующего персонажа.
Спектакль придуман и срежиссирован Даниелем Финци Паска, имеющим большой опыт работы в Cirque Eloize. В обращении к зрителям он признался, что хотел привнести в цирковое шоу Театр с его законами существования. Он ставил перед акробатами задачу думать по-актерски, «выражать красоту чувств и быть искренними, как в истинной любви». А директор по постановке Лин Трембле, сказала: «Мы хотели поделиться с вами собственными открытиями в поисках смысла жизни».
Главный вывод создателей «Кортео» очевиден: даже в самые трудные и драматические моменты жизнь можно сделать потрясающе прекрасной.


Подробности о гостролях «Кортео» в Торонто – на сайте Цирка дю Солей:
www.cirquedusoleil.com
(кто хочет фотки посмотреть - регистрируйтесь, как представитель прессы, в разделе Press Room)
Telephone booking: toll free CANADA: 1 800 361-4595
Subscribe

  • про настольный теннис, продолжение

    Вот уже пять месяцев занимаюсь с персональным тренером по 2 раза в неделю. Ну что я могу сказать... Небо и земля, как я нынче играю по сравнению с…

  • дорогой вестибюлярный аппарат

    Сходила за хлебушком на массаж, вернулась хуже, чем была. Дяденька-массажист и кинезиолог (спец. по лечебной физкультуре) спину-то мою…

  • и о погоде - август 2021

    За последний месяц мы пережили волну жары до +36. Сейчас уже, к счастью, прекрасные +27 на ближайшую неделю, плюс ночи стали посвежее. А то был…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments