Irina T. (irater) wrote,
Irina T.
irater

Categories:

мои 2 копейки про Лео Басси

По наводке Вани Волкова (aka ivan-agurov) с удовольствием посмотрела видео ролики с клоуном Лео Басси (ссылка ниже), и потом мне захотелось вставить свои две копейки в дискуссию, развернувшуюся у Вани в комментариях.

Много лет назад Коля приехал из очередных гастролей Лицедеев с рассказом про итальянского клоуна с внешностью члена совет.полит.бюро, который потряс его (и всю аудитория) до основ осознания себя, зрителя, потребителем его, актера, выступления на сцене.
Лео Басси обратился к публике со словами, что если вы пришли на меня смотреть, то я обязан оправдывать ваши ожидания, неправда ли? А чего вы ожидаете? Трюков? Вот вам трюки (тут Лео, как бывших циркач-антиподист, заваливался на спину и ногами начинал жонглировать пианино(й). (Почему-то настоятельно хочется добавить букву «й» в конце).
Или это плоско? – вопрошал он. - Или вы хотите эпатажа? Но не просто тортом мне в морду, а настоящее, чтоб было что потом друзьям рассказать? Вот вам эпатаж. Мне противно, но я, как честный артист, ради вас, это сделаю. Он доставал баночку с желтой жидкостью и некое темное гуммозное вещество и начинал это, натурально давясь, есть и пить. А публика ржала, хотя была в шоке.
А Лео задавал еще вопросы про то, что бы уважаемым зрителям еще такое обеспечить, - чтоб и уму и сердцу? Что??? Он был совершенно искренен. Он хотел знать всё про взаимные ожидания публики и актера на сцене. Он вытряс из зрителей потребительский говнизм и поставил их перед лицом проблемы – служения искусству и авторского смирения.

Лео Басси - Смешной и Чудовищный одновременно. Tiger Lilies, поющие богохульные песни – его двоюродные братья по духу.
То, как Лео взрывает в телестудии реальнео говно (см. Ролик в жж у Вани http://ivan-agurov.livejournal.com/88713.html , тот факт, что он неоднократно был избит эпатированными зрителями, то, что он делает на сцене с сознанием смотрящих его шоу людей, говорит о том, что он – абсолютно искренен и честен. Он – актер с миссией юродивого.

Мне повезло видеть его спектакль в Москве в 2001 году. Вот кусок моих впечатлений.

---
Клоун Лео Басси (Испания), спектакль "Вендетта", театр "Новая Опера", 22-24 июня, 2001
Лео Басси - реинкарнация латентного клоуна Муссолини в гораздо более жизнеутверждающем виде. На сцене перед началом спектакля возвышается помост с троном, за которым висит огромный портрет героя, увитый цветами. Мистеру Басси уже за пятьдесят, он носит роговые очки, серый костюм с галстуком, дипломат. Он выходит значительной походкой, величественно усаживается на трон и вещает с видом усталого монарха о том, что в молодости он был радикалом, взрывателем, провокатором и Че Геварой. В шесть лет он взрывал голубей на площади, теперь голуби ему не интересны. Длинный взгляд в зал. Пауза.
Предупреждение, что первые два ряда, чтобы иметь возможность смотреть спектакль, могут накрываться заранее заготовленным полиэтиленом. Пауза.

Два ряда спешно натягивают полиэтиленовое покрытие до носа.
Ну, начнем, говорит Лео, в конце концов вы пришли на клоунский спектакль и я должен вас развлекать… Только имейте в виду самое главное - что бы я сегодня ни делал, помните, - я люблю вас…

Врубается оглушительная рейверская музыка, Басси, поразительно лихо отплясывая хип-хоп, устанавливает на краю сцены наковальню, кладет на нее лимон и достает громадную кувалду. Сначала размозжив вдребезги лимон, потом яблоко побольше, потом арбуз, полив это все бензином из канистрочки, зажег факел, лужу на сцене, занявшийся костер затоптал ногами и начал обливать кулисы, себя, публику. Передние зрители полезли под стулья… Лео посмеялся, жечь народ так и быть не стал, а сказал: "Вы думаете, я сумасшедший? А те, кого я облил бензином, которые вместо того, чтобы убежать, накрылись полиэтиленом, они кто?

Я понимаю, что они не очень счастливы, что сидят здесь, но зато задние ряды счастливы абсолютно. Смотрите, какой простой клоунский трюк: вот тарелка с кремом, которая предназначена, чтобы залепить ею в лицо. Здесь 500 человек. 499 - счастливых, да?"

Лео ходит туда-сюда, присматривается, зал в полной концентрации. "Я люблю чувствовать власть над залом, - произносит он в полной тишине. - Знать, что у тех, к кому я подхожу, от напряжения сжимается задница, а когда я отхожу, разжимается. Вот, смотрите, прохожу дальше, чувствуете?"

Первое отделение он заканчивает жестом доброй воли; Лео делает счастливыми всех: припечатывает крем себе на лицо и объявляет антракт, заметив, что первое отделение было для детей, а после перерыва всех ждет взрослая серьезная часть.

Второю половину спектакля я описывать не буду, это неописуемо. Зал попеременно впадал то в гипнотический транс, то в шок, то в хохот, то в смятение. Заключительным аккордом был единый и чудовищно мощный первородный вопль (primal scream) публики. Я не вру. Короче, полное зрительское удовлетворение.
Это фантастической силы актер. Похоже, в лучшей своей форме.
Subscribe

  • памятная поездка на методологическую игру Г.П.Щедровицкого в 1983

    ЖЖ регулярно показывает мне, что я писала N лет назад в этот день и половину постов я вообще не помню. Стало не по себе. Раз память такая дырявая,…

  • Философия жизни

    Зашла тут речь о том, какая у писателя NN философия жизни, ну и закономерно обратились к себе, любимым. Я вот до сих пор, не помню, чтобы внятно…

  • Мельбурн-Мельбурн, прием!

    Слушайте, а есть кто из жживых русскоязычных юзеров сейчас в Мельбурне? Или может, кто-то знает инфу про мельбурнскую жж-группу? Очень надо (делаю…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments