Irina T. (irater) wrote,
Irina T.
irater

Category:

Учиться и учить - часть 2

Подолжаю свои конспекты. В этой части - фундамент, который авторы подводили под тему.

Как подходить в процессу обучения, чтобы оно было эффективным?
Главный ключ – в ответе на вопрос «зачем?» Какой именно результат нужен?

В самом начале - ставить ясные цели, как можно более конкретно и детально – во времени и навыках, чтобы потом можно было измерить уровень успешности - способность делать то-то в такой-то конкретной обстановке через такое-то количество времени. Например: через пол-года суметь провести экскурсию на английском языке по любимым местам своего города для приехавших в гости англичан.
Действие - Ситуация - Срок.

Важно: осторожно со сравниванием учеников, кто как успевает в обучении! Это может быть полезным, а может быть очень деструктивным.
Сравнение себя с другими учениками, кто более умелый, с учителем, с мастерами - имеет негативные последствия, т.к. сильно опускает само-оценку и мотивацию.
Но хуже всего - сравнение себя нынешнего с собой идеальным, как "должно было бы быть". Это плохо потому, что тот, кто ставит себя в сравнение, всегда и гарантированно проигрывает. А это круто демотивирует и желание продолжать пропадает.
Единственное, что полезно - сравнивать себя с самим собою в прошлом, в точке отсчета. Насколько ты продвинулся за период обучения. Видеть уже пройденный путь и хвалить себя за него.

Стадии обучения:

Существует бесконечно много разных данных и фактов. Их количество в наше время удваивается по экспоненте. Смысла в них нет. Запоминать их бесполезно.
Информация – это данные, структурированные с помощью логических связей. Запоминать впрок и на всякий случай кучу информации так же бесполезно.
Знание – это информация, примененная к ситуации в конкретном контексте. Это то, что некий человек может рассказать вам. Но пользы от этого так же может и не быть. Невозможно знать все – это то во-первых. Надо отделять ценное от неценного. А это зависит от наших целей. Чем конкретнее мы знаем свои цели тем успешнее обучение, потому что не тратятся время и силы зря, все идет только в дело.

Обученность – это знание + опыт, в качестве обратной связи. Обучение свегда равно измению поведения. В противном случае это не обученность, а лишь знание, которое может быть просто балластом. Эксперименты показали, что человек забывает через пару месяцев 80% информации из того, что он вызубрил, и что он не освежает в памяти регулярно. Поэтому впрок и заранее зубрить что-то неэффективно, если у вас нет возможности применить это на опыте сразу. Лучше становитесь супер-экспертом в том, что на нынешний момент актуально в вашей жизни. Когда придет время плотно заниматься чем-то другим, посвятите концентрированное внимание освоению новых знаний, которые сразу можно применить в реальности и получить опыт. Тогда усвоение и обученность будут максимальными.

Мудрость – это обученность + шкала ценностей, когда у человека есть критерии для выбора значимого и ненужного.

В наше время информация все больше доступна и в перспективе она вся должна быть бесплатна. Например, Гугл взял на себя задачу немедленно предоставлять нам искомую информацию.
Но будущее принадлежит тем, кто способен в потоке информации видеть причинно-следственные связи, обладающие смыслом, понимает что к чему, и умеет отделять ценное от неценного. Т.е. тем, кто поднялся на уровень мудрости.

Отличие хороших учителей от плохих в том, что они организуют материал так, что это имеет смысл для учеников. Самое важное в процессе усвоения материала – это понимание, основанное на имеющемся опыте. Если человек понял, то он усвоил  гораздо более глубоко, нежели бездумное зазубривание.

И еще раз:
Когда вы учитесь, для вашего бессознательного очень важно знать, к какому результату надо идти. Это запускает дополнительный механизм для ускоренного прогресса.

Представьте себе будущий результат, как в кино, с мельчайшими деталями (как, в какой обстановке, что конкретно происходит и через какой срок) и отмотайте пленку назад, к настоящему моменту, чтобы знать ЧТО вам НАДО делать на сегодняшний день, а что отставить.

Tags: обучение, помощь, психология
Subscribe

  • Мой любимый Роберт Дилтс

    Р.Дилтс: "если человек говорит: «Я не могу позволить себе купить этот продукт, потому что он слишком дорого стоит», в ответе вам может пригодиться…

  • памятная поездка на методологическую игру Г.П.Щедровицкого в 1983

    ЖЖ регулярно показывает мне, что я писала N лет назад в этот день и половину постов я вообще не помню. Стало не по себе. Раз память такая дырявая,…

  • Философия жизни

    Зашла тут речь о том, какая у писателя NN философия жизни, ну и закономерно обратились к себе, любимым. Я вот до сих пор, не помню, чтобы внятно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments